На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Туризм и Отдых

57 901 подписчик

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Что за идиот писал статью? Даже фото подобрать не в состоянии - на фото не Германия, а Нидерланды. Кстати, в большинс...Шторы: почему в Г...
  • ольга решетникова
    Как интересно! Оказывается, "Швеция известна (...)  заснеженными Альпами" (с).   О, сколько нам открытий чудных явит ...Везёт же людям! С...
  • Алиса Майская
    Автор плохо учится в средней школе, (где Альпы заснеженые и где Швеция - по карте посмотреть не мешало бы) - дальше м...Везёт же людям! С...

Зона притяжения: зачем туристы ездят на Чернобыльскую АЭС

27 апреля, Текст: Виктор Дятликович, Алиса Курманаева, Дмитрий Петренко, фото: getty images/fotobank.ru; итар-тасс; go2chernobyl.com

 

Чернобыльскую зону посещает около десяти тысяч туристов в год. Накануне годовщины трагедии — 26 апреля — этот поток только усиливается. «РБК Lifestyle» поговорил с организаторами туров, гидами и самими туристами, чтобы понять, кто и ради чего туда едет.

 

 

 

 

 

Дмитрий Малин

координатор проекта go2chernobyl.com:

 

 


«Тех, кто хочет в зоне увидеть мутантов и пострелять, — два-три человека на сотню»


 

Всеми желающими съездить в Чернобыльскую зону движет интерес к чему-то необычному. Кто-то хочет просто посмотреть на заброшенный город Припять, а чье-то любопытство подогревают фильмы, игры. Например, закончился сериал «Чернобыль. Зона отчуждения», и мы сразу почувствовали, как возрос интерес к поездкам.

Очень много среди туристов тех, кто играет в S.T.A.L.K.E.R. Действие там происходит в Чернобыле, все карты — по сути, калька с карт зоны отчуждения. Поэтому они и хотят посмотреть, что представляет собой зона в реальности, могут даже частично повторить сюжет игры. Доходит до того, что задают вопросы: можно ли взять с собой прибамбасы с игры, ружье (хотя бы воздушное), костюм надеть…

Некоторых зона разочаровывает. Чаще всего это молодежь. Они в S.T.A.L.K.E.R. мутантов у каждого столба убивали, приехали сюда, чтобы их увидеть, а никого нет… Конечно, слышим претензии: «Я вам денег заплатил, а ни одного мутанта не увидел». Таких людей — два-три на каждую сотню туристов.

Вообще, многие фирмы позиционируют эти туры как экстремальный туризм, хотя это не совсем правильно. В моем понимании экстрим — это то, что сопряжено с выбросом адреналина, с опасностью для жизни. Но зона не даст тех же ощущений, что и прыжки с моста на тарзанке или прыжки с парашютом. В моем понимании смысл посещения Чернобыльской зоны — не мутантов увидеть и испугаться, а понять, своей кожей ощутить, что может сделать так называемый «мирный атом», если человеческая рука не сможет им нормально управлять.

Впрочем, сейчас в зоне довольно безопасно. Если там не жить постоянно, не питаться с земли, не лезть на деревья и не облизывать всякие железяки, все будет в порядке. Уровень радиации, который человек получает там за день, — примерно как если вы на флюорографию сходите.

 

 

 

 

 

Максим Крыгин

гид по Чернобыльской зоне

 

 


«В 200 м от саркофага АЭС намного безопаснее, чем в белорусских лесах за десятки километров от него» 


 

Я работаю в основном с иностранными группами, и они приезжают достаточно подготовленными. Благодаря интернету люди хорошо представляют, что они увидят в зоне.

Конечно, никто всерьез не ожидает встретить медведя с двумя головами. Приезжают, во-первых, те, кто хотят своими глазами увидеть последствия крупнейшей с истории ядерной катастрофы, посмотреть, что же сейчас происходит на станции. Во-вторых, люди, желающие вернуться на 30 лет назад, посмотреть, как жили люди в СССР. Ну и, наконец, те, чья цель — просто поставить галочку, сказать: «Я здесь был», показать друзьям и родственникам фотографии на фоне саркофага.

К саркофагу мы подходим достаточно близко — смотровая площадка расположена в 200 м него. Это вполне безопасно, потому что туристов мы возим только по тем местам, где прошла дезактивация. Опасно — это поехать в белорусские леса, в ту сторону, куда после аварии дул ветер. Там никто не снимал метры почвы, не завозил эшелоны земли, не бетонировал, и понятно, что там есть сильно загрязненные участки, там находиться опаснее, чем даже непосредственно возле реактора АЭС.

Опасность для туристов другая — в той же Припяти здания постепенно разрушаются. А если вы в момент разрушения находитесь в кирпичном здании с железобетонными перекрытиями, шансов выжить практически нет. Поэтому если раньше мы туристов водили в здания, то теперь это запрещено. Потому что стояла, например, школа №1, мы водили туда туристов, а теперь она почти разрушилась.

Туристы все похожи друг на друга. Почти каждая группа спрашивает меня, как я себя чувствую после того, как десять лет вожу экскурсии по зоне. В каждой группе есть те, кто ничего не слушает, а потом задает странные вопросы. Приезжаем, к примеру, в село Копачи в нескольких километрах от ЧАЭС, рассказываю, что во время дезактивации почти все дома здесь засыпали слоем земли. И вдруг кто-нибудь «просыпается» и спрашивает: «А что, взрыв был такой силы, что дома землей засыпало?»

 
 

 

 

Ли Таттар

фотомодель,
побывала в Чернобыльской зоне
в марте 2015 года

 

 


«Атмосфера апокалиптическая, создание очищается, рассудок проясняется» 


 

Есть у меня близкие люди, которые бредят игрой S.T.A.L.K.E.R. и прожужжали мне все уши — сами хотели поехать в зону и меня тянули. Плюс мое безудержное любопытство, не совсем здоровая тяга к приключениям и фильмы / сериалы вроде «Мотыльков» и «Запретной зоны». Да и вообще хотелось прочистить и перезагрузить свой мозг на фоне весенних депрессий. Ну что сказать — свое я получила и сполна.

Лихорадочная дрожь пробирала еще в самом начале поездки, я свалила все на холодную погоду. Но когда проехали знак «Граница зоны отчуждения» — тут уже и до истерики было недалеко. К счастью, приехали сначала в Чернобыль. Про него пишут, что это «город-призрак», но это совсем не так. Едешь по главной улице — люди тебе с балконов машут, подъезжаешь к ЧАЭС — вокруг рабочие ходят, здороваются. В Чернобыле людей несколько тысяч — тех, кто работает вахтовым методом, новый саркофаг строят.

Где действительно никого нет — Припять и деревни. Зашли в Припяти в детский сад: игрушки, кроватки, коляски. Как-то не по себе стало от мысли, что дети, которые всем этим пользовались, сейчас уже старше меня.

В деревнях домов почти не видно за деревьями. Одной было бы страшно — рассказывают, что без людей здесь расплодились волки, кабаны, медведи и даже рыси. Но нам удалось увидеть только стадо диких лошадей Пржевальского.

Что касается радиации, то лучше не сходить с асфальта и бетона — там фон нормальный. А отошла чуть в сторону, ступила на сырую землю — дозиметр у самой земли показал 16,9 Р/ч, в 56 раз больше нормы!

Сильное впечатление — бывший секретный объект РЛС «Дуга». 150 м в высоту, полкилометра в длину. В «Сталкере» это «Выжигатель мозгов» — кто близко к нему подходит, сходит с ума и превращается в зомби. А в реальности эта штуковина должна была засекать запуск баллистических ракет с территории США. Только ее как-то неправильно спроектировали, она не прошла госиспытаний. Местные даже шутили: надо на самый верх поставить солдат с биноклями, они и увидят, когда ракеты полетят. Геометрия там завораживающая, конечно.

В целом ощущения двойственные — и грустно, и интересно. Атмосфера апокалиптическая, создание очищается, рассудок проясняется. Я путешественник искушенный, удивить меня трудно, но тут это удалось. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх