Связь / Новости
операторы сервисы технологии
18.5.2018

Телеком перешел все границы

Как меняется бизнес операторов в цифровой среде

Наличие мощной инфраструктуры в телекоммуникационной отрасли перестало быть однозначным мерилом успеха. Операторы ищут новые модели развития на параллельных рынках. Компании расширяют границы бизнеса за счет предоставления услуг MVNO, внедрения методов Big Data и процессов слияния.


От ARPU к LTV

Выручка от connectivity (создание и обеспечение сетевых соединений) в портфеле оператора вскоре будет занимать не более 50 процентов. А ARPU (средний счет абонента) как метрика, возможно, через пару лет вообще исчезнет. Такие прогнозы на профильной конференции дал вице-президент по развитию бизнеса ПАО «Ростелеком» Александр Айвазов. Эксперт объяснил, что многие компании уже мыслят в категории LTV (Lifetime Value) – совокупной прибыли, получаемой от одного клиента за все время.

В марте 2018 года «Ростелеком» в поисках новых источников доходов приобрел мобильную операционную систему Sailfish. По словам А. Айвазова, для страны важно иметь доверенную среду, в которой сотрудники госорганов будут безопасно совершать служебные операции. Операционную систему тестируют на десятках моделей смартфонов. Оператор планирует выпустить продукт на рынок в первом квартале 2019 года, когда будет готово комплексное облако.

ПАО «ВымпелКом» тоже выходит за границы привычных телеком-услуг, внедряя инновации в розничной продаже. Компания готова отказаться от «скучной торговли с полок».

По примеру Apple «ВымпелКом» намерен развивать шоурумы, куда покупатель чаще приходит посмотреть на товар, чтобы потом оформить доставку

В салонах «Билайн» могут начать продавать кофе и оказывать сервисные услуги. Компания намерена искать успешный формат ритейла в процессе его эволюции, заявил гендиректор «ВымпелКома» Василь Лацанич.

«Путь к хорошему онлайну лежит через офлайн, к которому сегодня мало доверия», – сказал В. Лацанич, подразумевая, что глобальное развитие интернет-торговли возможно при наличии «точек живого контакта с потребителями». По его словам, половина всех сервисных операций в ритейле компании происходит через мобильное приложение для офисов My BeeStore. В нем абоненты получают персонализированные предложения с учетом профиля потребления услуг.


Все средства хороши

Tele2 сделал акцент на развитии MVNO-проектов, назвал концепцию фабрикой и рассматривает этот сегмент как высокотехнологичный бизнес. На сетях оператора работает более 15 виртуальных игроков, и их число будет расти. По словам директора по продажам и развитию массового сегмента Tele2 Игоря Майстренко, крупные операторы не могут предложить потребителю весь перечень услуг: «Есть бренды, которые умеют войти в нишу лучше, чем делают большие игроки. Уникальные предложения от партнеров могут быть востребованы в самых разных сферах: среди болельщиков футбольных клубов, комьюнити любителей кукол Барби и других сообществах».

Подробно о модели MVNO на российском рынке RSpectr недавно писал.

Компании в процессе трансформации объединяют бизнесы. ПАО «МегаФон» в 2017 году приобрело контрольный пакета акций Mail.ru Group, а в 2018-м инвестировало в службу такси «Ситимобил».

В мае 2018 года «МегаФон», Газпромбанк, «Ростех» и USM Holdings создали совместное партнерство АО «МФ технологии», которое будет реализовывать проект цифровой платформы на базе Mail.ru Group

ПАО «МТС» недавно купило онлайн-сервисы по продаже билетов Ticketland и Ponominalu.ru, а также киберспортивный клуб Gambit Esports.

Операторы активно инвестируют в концепцию Smart City. МТС в ближайшие два года намерен вложить в «Умный Санкт-Петербург» несколько миллиардов рублей. «Ростелеком» представил кейс «умного» дома в марте.


Big Data расскажет о клиентах

Сегодня при работе с данными пользователей операторы связи несут гораздо большую ответственность и риски, чем интернет-компании.

В отсутствие четких правовых норм игроки телекоммуникационного рынка тестируют методы Big Data

«Билайн» изучает предпочтения пользователей мобильного интернета среди своих абонентов. Облачный сервис МТС анализирует поведение клиентов, тем самым помогая интернет-магазинам таргетировать рекламу. Технологии Big Data позволили Tele2 отследить желания пользователей, которые приезжают из других регионов в столицу. 

«МегаФон» еще в 2015 году делегировал работу с большими данными отдельной структуре oneFactor. Основатели компании утверждают, что в 2017 году свыше 75% всех решений по работе с клиентами в рамках розничных кредитных договоров российские банки принимали с учетом их рекомендаций. Инвестором oneFactor выступает USM Holdings Алишера Усманова.


Пора регулировать

Год назад «Ростелеком», «МегаФон», МТС, «ВымпелКом», Mail.Ru Group и «Яндекс» обсуждали создание саморегулируемой организации по Big Data.
О скором появлении такой структуры, защищающей интересы интернет-бизнеса, на РИФ-2018 заявил директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин. По его словам, «серый» рынок продажи данных необходимо наконец легализовать.

В Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) говорят, что из 100 успешных стартапов, получающих финансирование, 60% так или иначе связаны с Big Data.

Мировой рынок больших данных оценивается в 40 млрд долларов. Он растет на 20% в год

Об этом напомнил заместитель директора по технологическому развитию ФРИИ Сергей Алимбеков. Нужно в России специальное регулирование или можно ограничиться корректировкой действующего законодательства – вопрос для индустрии пока открытый, сказал он.

Вице-президент «Ростелекома» Борис Глазков считает, что без каких-либо мер уже трудно обойтись. По его словам, нужно четко определить, что владельцем данных является человек, который зачастую неспособен ими управлять. У него должна быть возможность делегировать право хранить и передавать информацию профессионалам.

По мнению исполнительного вице-президента по корпоративной стратегии и развитию бизнеса «ВымпелКома» Александра Поповского,

этические нормы в обращении больших данных в российском обществе еще не сформировались, а значит, их нельзя зафиксировать в законодательстве

Такого императива нет и в передовых, с точки зрения развития IT, странах, сказал он. Разное понимание участниками рынка практики использования данных создает перекосы в конкурентной борьбе, добавил эксперт. А. Поповский считает, что отрасли в этом вопросе лучше и дальше опираться на довольно свободное саморегулирование. При этом нужно определить базовые термины, например, что такое пользовательские данные и чем они отличаются от персональных.

Право всегда отстает от экономики, потому что оно сначала должно исследовать процессы, а потом зафиксировать их, отметил вице-президент по корпоративным и правовым вопросам МТС Руслан Ибрагимов. По его словам, если в период первой промышленной революции эти составляющие разделяло около века, то в рамках четвертой разрыв сократился до трех-пяти лет. Именно через такой срок дадут результат правовые нормы, принятые в рамках госпрограммы «Цифровая экономика» (ЦЭ). В ее дорожной карте в 2018–2019 годах запланированы изменения 52 законов, напомнил Р. Ибрагимов.

По мнению представителя МТС, специального регулирования для этой сферы не нужно, но очевидна необходимость работы с существующим законодательством. А вот сегмент искусственного интеллекта (ИИ) требует «глубокой правовой реформы». В индустрии ИИ произойдет слияние права с техническим регулированием, предсказал спикер.


Новые платформы «Ростелекома»

Минкомсвязь в рамках направления «Информационная инфраструктура» ЦЭ отвечает за построение в течение трех лет ряда государственных цифровых платформ. Одна из них будет решать задачи электронной идентификации (ЭИ).

Планируется создать профиль гражданина, в котором собраны все данные о нем, имеющиеся у государства

Вся эта информация должна быть связана между собой и доступна коммерческим организациям для предоставления сервисов, рассказал замминистра связи Алексей Козырев.

Р. Ибрагимов добавил, что для повышения точности количество идентификаторов нужно расширить (наряду с существующей сегодня цифровой подписью), в том числе за счет инструментов, имеющихся в телекоме. При этом они должны быть взаимозаменяемы, уточнил он.

Еще одна цифровая платформа представляет собой государственный marketplace, или «витрину данных» госорганов в интернете. Такой проект с единым навигатором для всех видов государственной информации – новостей, госуслуг – будет создан в домене gov.ru.

В разработке находится также платформа по дистанционному зондированию земли или работе с геоданными, которые нужны в большинстве цифровых систем.

Оператору нужно обновить собственную инфраструктуру, чтобы интегрироваться в платформы. Это поможет создать цифровую среду для разработки новых продуктов, считает вице-президент «Ростелекома» Б. Глазков. По его мнению, «сваленных в дата-центр сведений, например, о передвижении всех автомобилей, недостаточно, чтобы ввести такие данные в экономический оборот». Нужен слой обработки информации, который эти объемы агрегирует и рассортирует.


Сколько стоит «цифра»?

По данным президента «Фонда информационной демократии» Ильи Массуха, Великобритания потратила 5 млрд долларов на цифровую трансформацию в 2017 году. Франция выделяет на эти цели 100 млрд долларов. Почему же российское правительство в 2018 году запланировало на внедрение ЦЭ всего 3 млрд рублей?

По словам А. Козырева, эти средства были взяты из Резервного фонда, а небольшой объем объясняется тем фактом, что деньги выделили после принятия бюджета страны на 2018 год. Они пойдут на приоритетные мероприятия, которые нельзя откладывать, отметил замминистра. А именно на финансирование разработки нормативно-правовых инициатив – основу регулирования для ЦЭ. Этим сегодня занимаются представители бизнес-сообщества в Центре экспертизы в фонде «Сколково».

Замминистра пообещал, что 

в будущем проекты ЦЭ получат около 100 млрд в год – средства будут включены в бюджет 2019 года

А. Козырев уточнил, почему «Ростелеком» – единственный исполнитель по созданию и развитию цифровых платформ, системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и государственного маркетплейса. Все эти проекты основаны на инфраструктуре электронного правительства, которое разработал и курирует госоператор.

Единственный исполнитель необходим и для снижения рисков: развитие систем продолжается в течение долгого времени, и важно обеспечивать преемственность методик из года в год, подчеркнул замминистра.

Для большинства мероприятий в ЦЭ закупки будут производиться на конкурсной основе. Это касается задач в сферах информационной безопасности и разработки системы нормализации управления архитектурой данных, решили в Минкомсвязи.

Изображение: RSpectr, lori.ru

Еще по теме

Как изменятся лицензионные требования к операторам связи

Текущая ситуация и перспективы борьбы с телефонным мошенничеством

Организация коммуникаций в различных отраслях: особенности и тренды

Минпромторг планирует увеличить количество уровней локализации производства оборудования связи

Какие перспективы у рынка отечественных базовых станций

Российские телеком-операторы организовали совместные проекты для сохранения и развития инфраструктуры в интересах абонентов

Инициативы регулятора по технологическому развитию рынка телекоммуникаций

Как «большая четверка» мобильных операторов развивает инфраструктуру в условиях санкций

Что нужно знать о стремительно растущем виде онлайн-мошенничества

Как развитие сетей связи влияет на скорость доставки контента пользователям

Как совершенствуют антифрод-системы для борьбы с мошенниками 

Для развития спутников связи необходимо наращивать выпуск отечественной космической техники

Будущее рынка спутникового IoT в России

Внедрение сетей связи пятого поколения в РФ начинают промышленные компании

На чем росла корпоративная связь и есть ли у нее перспективы